АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПУНКТ ВЕСОГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ (АПВГК) — это система, которая позволяет в круглосуточном режиме контролировать трафик и выявлять перегруженные автомобили. Комплексы способны автоматически взвешивать и определять размеры транспортного средства без необходимости его торможения или полной остановки.
ВОДООТВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА — комплекс сооружений, отводящих воду от земляного полотна и дорожной одежды и предотвращающих их переувлажнение (боковые канавы, лотки, водосборные колодцы, водопоглощающие и дренажные устройства).
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА — многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая ее на грунт.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА применяется для получения высоких эксплуатационных характеристик верхнего слоя покрытия — важнейшего конструктивного элемента дороги, который должен быть безопасным, простым в обслуживании и долговечным. Для приготовления смеси используется прочный кубовидный щебень, качественный битум в большем количестве, минеральный порошок и стабилизирующая целлюлозная добавка.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ (ИТС) — это комплекс систем, который помогает более эффективно эксплуатировать транспортную сеть, используя информационные, коммуникационные и управленческие технологии, встроенные в дорожную инфраструктуру или в транспортное средство. Комплекс ИТС способен выполнять функции диспетчерского ситуационного и оперативного координирования взаимодействий всех участников дорожного движения, спецслужб и ведомств.
ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ — количество автомобилей, проходящих через определенное сечение дороги в единицу времени (за сутки или за один час).
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ — сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, трубы, водоотводные устройства и др.
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ — комплекс работ, при котором производится полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия, земляного полотна и дорожных сооружений, осуществляется смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и долговечные. В необходимых случаях повышаются геометрические параметры дороги с учетом роста интенсивности движения и осевых нагрузок на оси автомобилей в пределах норм.
КОНТРАКТ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА — контракт на осуществление дорожной деятельности, предусматривающий не только проведение дорожных работ, но и последующее содержание подрядной организацией объекта на протяжении нескольких лет.
ОГРАЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ — элемент дорожной инфраструктуры, повышающий безопасность движения. Вынужденные съезды транспортных средств с мостов и путепроводов, а также столкновения со встречными транспортными средствами предотвращают барьерные конструкции и парапеты. Выход животных на проезжую часть и движение пешеходов контролируют конструкции перильного типа. Осевое барьерное ограждение устанавливают для разделения транспортных потоков на 4- и 6-полосных дорогах I категории. При ширине разделительной полосы более трех метров применяют металлический двусторонний отбойник, а при ширине три метра и менее — железобетонные ограждения парапетного типа со специальным профилем боковых поверхностей.
ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги.
ПОЛОСА ОТВОДА — полоса местности, выделяемая для расположения на ней дороги, постройки вспомогательных сооружений и посадки придорожных зеленых насаждений.
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ — максимально возможное число автотранспортных средств, которое может пройти по дороге за единицу времени.
РЕКОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ — комплекс строительных работ на существующей дороге с целью повышения ее транспортно-эксплуатационных показателей с переводом дороги в целом или отдельных участков в более высокую категорию. Включает: спрямление отдельных участков, смягчение продольных уклонов, устройство обходов населенных пунктов, уширение земляного полотна и проезжей части, усиление конструкции дорожных одежд, уширение или замену мостовых и инженерных сооружений, переустройство пересечений и примыканий и т. д. Технология производства работ аналогична технологии строительства дороги.
РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ — комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, элементов обстановки и обустройства дороги.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ определяются с учетом вида проводимого ремонта.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБЪЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ позволяет подобрать оптимальный состав смеси с учетом конкретных климатических условий, транспортной нагрузки, прогнозировать долговечность работы асфальтобетона в дорожной конструкции и увеличить срок службы на 20–30 %.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕГЕНЕРАЦИИ И СТАБИЛИЗАЦИИ (ХОЛОДНЫЙ РЕСАЙКЛИНГ) повышает капитальность дорожных одежд за счет использования связных слоев основания, усиливает несущую способность дороги, позволяет оптимизировать стоимость работ за счет повторного применения материалов существующей дорожной одежды.